ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
 КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Доверенное лицо кандидата в депутаты не пускают в помещение для голосования в период подсчета итогов голосования. Законно ли это?Согласно пунктов 1, 3 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо.

По окончании голосования и в силу пункта 3 статьи 68 вышеназванного Федерального закона, доверенное лицо кандидата имеет полное право находиться в помещении для голосования в период подсчета голосов избирателей.


Если избирательной комиссией будет опубликовано на своем сайте положение об аккредитации журналистов, желающих присутствовать при голосовании, будет ли это являться нарушением прав журналистов? Нет, не будет. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется отрыто и гласно.

Принцип гласности требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчетов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Таким образом, избирательная комиссия имеет право разместить на сайте положение об аккредитации журналистов.

Не прошедшие аккредитацию журналисты также вправе пользоваться предоставленными им конституционными правами (статьи 17 и 55 Конституции) и правами, предоставленными им статьей 47 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Поэтому не аккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все открытые заседания государственных органов (п.2 ст.47 Закона "О средствах массовой информации") по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус. Однако в отношении таких журналистов избирательная комиссия не несет обязанностей помогать в осуществлении профессиональной деятельности.


На избирательном участке запретили вести видеосъемку журналистам одного из СМИ. Законно ли это? В соответствие с подпунктом «г» пункта 11 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Осуществление фото- и видеосъемки в помещениях для голосования и при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума допустимо, если оно не препятствует деятельности комиссий и исключает возможность нарушения тайны голосования граждан.


В клубе нашего района был организован праздник пожилого человека одним из кандидатов. В рамках праздника организовали праздничный ужин для пенсионеров, концерт, после чего раздали подарки от кандидата. Является ли это подкупом избирателей? Данные действия кандидата могут быть расценены как подкуп избирателей в силу пункта 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которого кандидатам, избирательным объединениям, любым лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Кроме того, в пункте 5 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях...» установлен запрет на занятие кандидатами благотворительной деятельностью.

При установлении фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, и иными организациями, физическими, юридическими лицами, действующими по просьбе или поручению указанных лиц и организаций регистрация кандидатов (списков кандидатов) (подпункт "г" пунктов 7, 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях...») может быть отменена судом.

Регистрация кандидата может быть отменена и в случае установления фактов незаконной благотворительной деятельности, проводимой кандидатом или по его просьбе, или поручению. Кроме того, за подкуп избирателей и осуществление благотворительной деятельности лицами, которым это запрещено в период проведения выборов, установлена административная ответственность (статья 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).


Я считаю, что на нашем избирательном участке нарушается общий порядок голосования, т.к. рядом с урной для голосования сидит человек, видимо наблюдатель, и отслеживает как голосуют избиратели. Нахождение наблюдателя на избирательном участке не является нарушением избирательного законодательства, так как право наблюдателя находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время, наблюдать за местами для тайного голосования и ящиками для голосования содержится в пункте 3 статьи 30, пункте 11 статьи 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Главное – чтобы не была нарушена тайна голосования.


Производится рассылка SMS-сообщений, в виде предвыборной агитации. Является ли это законным? В силу подпункта «г» пункта 3 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться иными не запрещенными законом методами помимо перечисленных в данной статье способов. Вышеуказанный Федеральный Закон не содержит запрета в проведении агитации путем рассылки SMS - сообщений.

Следует отметить, что данный вид агитации должен быть оплачен кандидатом из своего избирательного фонда. Кроме того, порядок получения Вами SMS - сообщений регулируется договором на обслуживание с оператором связи.


В военном училище ведется агитация, а один из заместителей начальника училища контролирует процесс голосования. Законны ли его действия? Согласно пункта 7 статьи 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещаются, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.

Таким образом, если заместитель начальника военного училища, в силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» назначен наблюдателем, или доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, то он вправе присутствовать в помещении для голосования при процессе голосования, при этом им не должна нарушаться тайна голосования.


Ряд граждан предвыборного штаба одного из кандидатов на пост Главы нашего городского поселения были уволены с основного места работы в связи с деятельностью в штабе. Избирательный штаб – временный коллектив людей, объединенный задачей добиться победы или наилучшего результата кандидата на выборную должность. Обычно приглашают в качестве агитаторов людей, желающих иметь дополнительную прибыль в свободное от основной работы время.

В данном случае все зависит от формулировки записи об увольнении. Если работая в избирательном штабе, граждане не выходили на основную работу, то работодатель обоснованно уволил данных сотрудников в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Если граждане, входившие в состав предвыборного штаба, занимали должность госслужащих и использовали преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума, использовали должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и иных организаций, публично выражали отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входило в их должностные обязанности, то в силу пунктов 12,13 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», работодатель вправе расторгнуть трудовой контракт с данными служащими по причине нарушения прямых запретов, указанных выше. Другое дело – если эти лица были уволены по причине личных неприязненных отношений и из чувства мести, тогда есть смысл обжаловать увольнение в установленном законом порядке.


Правомерно ли использование имени и ссылок на губернатора области в ходе предвыборной кампании? Правомерно, если губернатор давал согласие на использование своего имени, высказываний о себе, так как пункт 9 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает обязанность представлять в избирательную комиссию документ, подтверждающий письменное согласие физического лица на использование его изображения, либо высказываний о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах. При этом необходимо учитывать наличие в пункте «б» пункта 7 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрета на проведение агитации для лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих ….., при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. Вместе с тем данный запрет не является абсолютным, поскольку распространяется только на периоды, когда указанные в подпункте «б» комментируемого пункта лица исполняют должностные или служебные обязанности. Это означает, что данные лица не могут, например, подписывать агитационные материалы с указанием своей должности, выступать с агитационными призывами в случае, когда они приглашены на то или иное мероприятие в качестве должностного лица. Кроме того, если эти лица не выполняют в момент проведения агитации должностные или служебные обязанности, они не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения. Однако если указанные выше лица являются зарегистрированными кандидатами, они могут проводить предвыборную агитацию на условиях, установленных для всех зарегистрированных кандидатов (пункты 8 - 81 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Вправе ли гражданин, который не является кандидатом (доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения и т.д.) и не выступает от имени кандидата или избирательного объединения, проводить предвыборную агитацию «за» или «против» кандидатов (списков кандидатов)? Граждане могут проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют (их личных)* финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами («за» или «против» кандидатов (списков кандидатов)*. ОСНОВАНИЕ:Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. N 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области.

* Примечание Избирательной комиссии Курганской области


Телевизионная компания по своей инициативе и без получения согласия кандидата или его представителя по финансовым вопросам показывала агитационный ролик кандидата дольше, чем это предусмотрено договором. Является ли это нарушением избирательного законодательства? Да, это является нарушением со стороны телекомпании пункта 5 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». ОСНОВАНИЕ:Определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. № 56-ГО7-6 по делу об отмене итогов голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края.


Период, в который наблюдатель вправе присутствовать в участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии? Наблюдатель вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в иной комиссии, в том числе: при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, при повторном подсчете голосов избирателей, а также в дни досрочного голосования на выборах выборных лиц местного самоуправления. ОСНОВАНИЕ: Пункты 3 и 6 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Могут ли принять участие в выборах депутатов Курганской областной Думы пятого созыва граждане, имеющие по месту пребывания (так называемую временную регистрацию)? Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличии у гражданина открепительного удостоверения (п.3 ст.8 Закона Курганской области № 311 «О выборах депутатов Курганской областной Думы»).


Где и когда можно узнать информацию о включении гражданина в список избирателей? Согласно п.11 ст.8 Закона Курганской области № 311 «О выборах депутатов Курганской областной Думы» за 20 дней до дня голосования любой гражданин может обратиться в участковую комиссию для ознакомления со списком избирателей и его дополнительного уточнения.


Как быть, если в списках избирателей отсутствует сведения о гражданине, обладающим активным избирательным правом? В данном случае гражданину необходимо написать заявление в участковую комиссию о включении его в список избирателей. На основании данных паспорта, или документа, заменяющего паспорт, подтверждающих место жительства избирателя в пределах его избирательного участка, данный гражданин будет включен в дополнительный список избирателей (п.12 ст.8 Закона Курганской области № 311 «О выборах депутатов Курганской областной Думы пятого созыва»).


С какого возраста можно принимать участие в голосовании? Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в голосовании.


С какого момента начинается избирательная кампания? Избирательная кампания начинается с момента официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов или референдума.


Что является основанием для включения в список избирателей? Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.


Как получить открепительное удостоверение? Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-25 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 24 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение. Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности.


Какие сроки агитационного периода? Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.


Разрешается ли размещение агитационных материалов в день голосования? Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.


Какие предъявляются требования к организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий для участия в предвыборной агитации? При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомления о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.


Должен ли кандидат представлять вместе с перечнем документов, установленных действующим законодательством, справку о состоянии здоровья? Статья 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит перечень документов представляемых кандидатом в избирательную комиссию. Данный перечень является исчерпывающим. Такого документа, как справка о состоянии здоровья указанный перечень не содержит.


Может ли кандидат повторно обратиться с заявлением о регистрации его в качестве кандидата после письменного отказа в регистрации? Согласно п.29 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленного законом порядка, если ещё не истек срок выдвижения.


Может ли кандидат оплатить гражданско-правовой договор из избирательного фонда по наличному расчету? Все будет зависеть от того, с кем заключен данный договор. Так, согласно п.4 ст.59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав.…. », расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума осуществляются только в безналичном порядке. Оплата вышеперечисленных услуг по гражданско-правовому договору с физическим лицом может осуществляться кандидатом (уполномоченным представителем по финансовым вопросам) из избирательного фонда за наличный расчет.


Будет ли являться надлежащей формой уведомления избирательной комиссии только заявление кандидата о согласии баллотироваться без одновременного представления всех иных необходимых документов? Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ). Однако для регистрации такому кандидату необходимо представить иные документы, предусмотренные п. 1-3 ст.33 этого же Федерального закона.


Будет ли являться основанием к признанию подписных листов недействительными указание в них адреса места жительства в сокращенном виде, например «д.» вместо «дом» и «кв.» вместо «квартира»? Нет, не будет, так как согласно п.5 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.


Два кандидата на главу разных районов являются доверенными лицами друг друга, правомерно ли это? Нет. Согласно п.2. ст. 43 Федерального закона № 67-ФЗ доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Установленный запрет распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.


Имеет ли право муниципальный служащий быть депутатом представительного органа муниципального образования или выборным должностным лицом? Согласно подп. «а» п. 2 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не вправе замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность. Данную норму следует применять комплексно с нормой части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, согласно которой лицами, избранными или назначенными на муниципальную должность, являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе. Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 этого же закона несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов является основанием для его увольнения с муниципальной службы. В случае если депутат представительного органа муниципального образования принят на муниципальную службу, необходимо, чтобы он досрочно сложил полномочия депутата по собственному желанию (п.2, ч.10 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Если это не будет сделано, представитель нанимателя (работодатель) обязан расторгнуть трудовой договор и уволить муниципального служащего с должности муниципальной службы.